И в наше современное и высокотехнологичное время выходят игры, которые отнюдь не стараются покорить игрока потрясающей графикой, невероятно закрученными сюжетными ходами или ордами регулярно «набегающих» из подворотни монстров. Да, в плане оригинальности и популярности, они не предлагают революционных прорывов в индустрии и, по большому счету, звезд с неба не хватают. Более того – благодаря тому, что их рекламные кампании носят скорее ознакомительный, чем промо- и анонсирующий характер, даже поклонники игр такого жанра обычно узнают о них едва ли не в день официального релиза.
Тем не менее, их существование является приятным и нужным моментом, который помогает пресыщенному всевозможными новинками геймеру, расслабить мозги и глаза за простой, как графически, так и технологически, но очень качественной и продуманной в плане геймплея игрой.
То, что одним из признанных асов в производстве игровых проектов такого жанра является студия Klei Entertainment, она доказала еще выпустив знаменитую аркаду Shank. На днях же разработчики компании порадовали игроков стилистически похожим, однако отличающимся по концепции проектом - Mark of the Ninja. Mark of the Ninja представляет собой достаточно классический стелс-платформер. В образе воина-синоби мы бесшумно и аккуратно пробираемся по лабиринту многочисленных уровней, изредка (или часто – тут уже дело вкуса) убивая охранников, которым не повезло оказаться в ненужном месте не в то время.
Примечательно, что эта двухмерная игра впитала в себе не меньшее количество возможностей скрытого прохождения, чем такие ее именитые трехмерные аналоги, как Thief или же Splinter Cell. Каждый отдельно взятый уровень выстроен очень продуманно и предлагает игроку сразу несколько вариантов прохождения. Так, к примеру, мимо охраняемого участка можно «проскользнуть» по крыше здание или же обогнув его через вентиляционную шахту. Можно рискнуть и отправиться прямо навстречу охранникам – благо, по локациям щедро расставлены различные предметы интерьера, которые можно использовать в качестве укрытия.
Очень важную роль в Mark of the Ninja играют источники звука и света. Противоборствующие Вам охранники объектов плохо видят в темноте, в виду чего безопасное перемещение по некоторым уровням может вполне достигаться обычными перебежками из одного слабо освещенного угла в другой. При необходимости, определенные источники света можно гасить собственноручно – метким броском дротика, но это может вызвать ненужный шум, который сообщит охранникам о том, что Вы где-то поблизости. Что касается звука – каждое действие игрока обладает своим определенным радиусом звучания. У Вам всегда есть выбор – медленно и тихо красться или же стремительно промчаться по уровню, подняв на уши всю охрану. Помимо этого, можно заставить звук работать на себя – потопайте громко у какой-нибудь двери, и заинтересованный часовой покинет свой пост, дав Вам тем самым возможность проскользнуть мимо него.
В то же время, незаметное продвижение по сюжету является далеко не единственным способом пройти игру до конца – Вы вполне можете попробовать себя качестве ниндзи-терминатора, методично и размеренно уничтожая все живое на своем пути. Однако сразу после такой выбранной тактики, игра быстро напомнит Вам о том, что Вы далеко не Шварценеггер. Боевого оружия массового уничтожения в игре откровенно маловато, а вспомогательные решения вроде дымовых бомб или мин больше «заточены» под прохождение в режиме стелс. По большому счету, для того чтобы управляемый игроком главный герой отправился навестить умерших предков, достаточно всего пары автоматных очередей, собачьих укусов или одного меткого выстрела снайпера. На первых уровнях Вы еще сможете дать честный и открытый бой паре охранников, но по мере углубления в сюжет сложность геймплея заметно возрастает - враги представлены уже целыми боевыми отрядами, знакомы с тактикой командного боя и обладают более современной броней и мощным вооружением, чем главный герой.
Каждый из Ваших будущих противников действует исходя из трех предложенных искусственному интеллекту уровней боеготовности. На первом, не догадываясь о том, что Вы засели где-то неподалеку, охранники будут беззаботно патрулировать по вверенным им участкам. Если Вы имели неосторожность расшуметься, противники могут почуять неладное и перейти на второй уровень - когда они пристально изучают близлежащие окрестности. Если они преуспели в своих поисках и выхватили лучом фонаря Ваш замерший на карнизе силуэт, будьте готовы к переходу врагов в стадию полной боеготовности, которая связана с остервенелой пальбой и включение системы сигнализации. Тем не менее, если вам удастся скрыться от преследования и спрятаться в тени, уже через 10-12 секунд можно продолжать свой путь дальше, естественно, предварительно убедившись в том, что враги вернулись к размеренному режиму несения вахты.
Несмотря на возможность своего прохождения, как динамичного файтинга, игра всячески поощряет незаметные действия с минимумом пролитой крови – как своей, так и вражеской. Каждой успешное «мирное» решение будет компенсироваться Вам определенным количеством очков, которые можно потратить на изучение новых умений или же открытие новых полезных приспособлений. Чем незаметнее действует игрок – тем большее количество очков он можете получить по окончанию игрового раунда. В таком стиле прохождения можно попробовать достичь настоящего совершенства – например, добраться до финальной сцены не убив ни одного охранника и ни разу не спровоцировав срабатывание сигнализации. Награда за старания подобного рода будет достойна потраченных Вами усилий. Также очки можно набирать и выполняя дополнительные квестовые задания - например, сбросив люстру на двух охранников или добравшись до определенной цели, не подняв при этом тревогу. Вдобавок к этому, почти на всех уровнях присутствуют полезные и интересные «пасхалки», которые не только предлагают игроку ценные артефакты, но и открывают новые страницы истории клана ниндзя, к которому принадлежит главный герой.
В силу узконаправленности жанра и полной нишевости проекта, Mark of the Ninja сложно упрекнуть в каких-либо недостатках. Да, в нем несколько простовата графика, однако именно это является одной из главных фишек данного проекта и других продуктов студии Klei Entertainment. Это, допустим, с лихвой компенсируется зрелищными боевыми сценами, каждая из которых сопровождается захватывающим анимационным роликом. Единственное об что можно «споткнуться» - это линейный и очень простой сюжет, рассказывающий нам историю о том, как клан ниндзя отправляет своего адепта уничтожить одного очень нехорошего человека, после чего главному герою предстоит совершить ритуальное самоубийство. Конечно, в попытке уйти от банального и предсказуемого решения, игра пару раз пытается «внезапно» повернуть сюжет в неожиданную сторону, однако, спустя пару ходов все равно возвращается на круги своя.
Тем не менее, в качественных и популярных аркадах вопрос хорошего, продуманного и глубокого сюжета всегда стоял после основательной проработки уровней и наличии в них интересных логических загадок. А с этим разработчики Klei Entertainment справились на отлично.