впечатления от игр | Автор:
GOR | Просмотров: 5 508 | 2-08-2012, 23:58
При других обстоятельствах мы бы обязательно начали эту рецензию словами, которые и сами устали повторять: «По последней индустриальной моде у каждого уважающего себя издателя должна быть своя Call of Duty». Дальше не обошлось бы без объяснения, что Spec Ops: The Line – это тот самый свой Call of Duty для издателя 2K Games. Последовало бы уточнение, что в успех игры слабо верит даже он сам, и поэтому выход «заменителя» максимально отнесет от даты релиза Call of Duty настоящего. И, конечно, был бы сделан безутешный в таких случаях вывод – получилось не очень, рекомендовать игру можно лишь самым верным поклонникам жанра, уставшим от бесконечных мультиплеерных матчей в Call of Duty. Но вот ведь какая штука…
Spec Ops: The Line вообще не пытается сойти за Call of Duty, это максимально непохожая на нее игра – настолько, насколько вообще можно быть непохожей в рамках жанра «военный боевик». Более того, The Line – это, наверное, самый оригинальный экшен за последнее время. Он пытается расширить или даже стереть условные рамки, в которых последние годы существуют милитари-экшены. Признаемся честно: от немецкой студии Yager Development мы такой прыти никак не ожидали. По всем признакам анонсированный пару лет назад Spec Ops: The Line казался как раз эдаким «ответом Call of Duty», который выгодно отличало от конкурента только одно – место действия.
На деле оказалось, что любить The Line можно не только за эффектные декорации, хотя, как ни крути, Дубай – это очень весомый козырь нового Spec Ops. Да-да, события милитари-шутера разворачиваются в том самом городе миллиардеров, нефтяных королей, вернее, шейхов, и непуганых олигархов. И, надо признать, Объединенные Арабские Эмираты – свежее и очень эффектное место действия, настоящий, простите за каламбур, глоток прохладной воды посреди пустыни. Пустыни однотипных, серых мегаполисов, что нужно спасать от злых русских, неназванных ближневосточных городов, которые нужно зачищать от безликих террористов, и даже поднадоевших бразильских фавел, заполненных криминальными группировками.
Дубай из Spec Ops в этом плане – идеальный город контрастов. Каждый квадратный метр здесь просто источает показную, вычурную роскошь – а жемчужина ОАЭ, надо заметить, и в обычной жизни выглядит как мегаполис в Sim City, возведение которого явно не обошлось без использования кода, дающего бесконечные деньги. Высоченные небоскребы, шикарные отели, парковки, забитые до отказа «феррари» и «ламборгини», разные мелкие детали, вроде бриллиантовых колье на столиках в отелях – Yager Development удалось передать неуловимый дух, что ли, богатства здешних жителей. Но в Дубай главный герой сотоварищи попадают после разрушительной песчаной бури небывалой мощи, которая не утихает и во время игры, – собственно, их миссия поначалу выглядит как обычная разведка.
И этот контраст технологичности, роскоши и невероятно высокого уровня жизни – до катаклизма – с занесенными песками главными магистралями, с выглядывающими из-под свежих барханов «феррари» и «ламбо», с чуть покосившимися под напором пустыни небоскребами делает картинку Spec Ops очень насыщенной и яркой. Немцам в плане всего того, что касается пустыни и песка, конечно, рано тягаться с прошлогодним Uncharted 3, но они берут другим – впечатляющими видами города, стонущего и гибнущего под напором природной стихии. Игра даже начинается с полета над Дубаем во время сильнейшей песчаной бури – видно, что парни из Yager очень старались, пытаясь передать невероятную силу ветра, поднявшего целые тонны песка на высоту нескольких километров. Чуть позже герой со своим отрядом регулярно будет забираться на высоченные небоскребы, а камера – услужливо демонстрировать занесенные улицы, выбитые стекла офисов и жилых пентхаусов.
Предполагалось, что песок вообще станет заглавной темой Spec Ops: The Line. На всех демонстрациях немцы с азартом рассказывали, как пустыня будет постепенно поглощать, заполнять лощеный Дубай, а игрок сможет до некоторой степени управлять этой стихией. Выстрелит, например, в стеклянную крышу – и на противника тут же свалится пара тонн песка, или вот взорвет входную дверь – и очередные гады утонут в прорвавшемся внутрь желтом море. В итоге обещания оказались, как часто бывает, правдивыми лишь наполовину: все эти сцены в игре есть, они и вправду очень зрелищные и необычные, но любое взаимодействие с песком строго регламентировано. То есть крыши проваливаются, а двери открываются под напором песчаных волн лишь по расчету сценаристов, в строго отведенных местах – большинство же строений такого интерактива не предлагают.
Зато с самой бурей в Yager Development справились если не на пятерку, то на твердую четверку – время от времени вы оказываетесь в самом центре природного катаклизма, и выглядит все весьма достоверно и впечатляюще. То есть, не видно не зги, если не считать размытых силуэтов техники и небоскребов. Разобрать противников, оказавшихся в облаке песка, вообще невозможно – приходится ориентироваться лишь на вспышки их выстрелов и палить в ответ. Песок разве что не вырывается из экрана и не забивает вам глаза – The Line очень бы пригодился 3D-режим.
Буря преображает и усложняет любую перестрелку, но и без нее приходится несладко – враги в Spec Ops не столько умные, что было обещано и много раз подчеркнуто разработчиками, сколько живучие, многочисленные и меткие. Все стычки неплохо продуманы и срежиссированы, и редко какая из них обходится без картинно падающих с верхних этажей и скатывающихся с крыш убитых, стонущих раненых и переговаривающихся за перевернутым столом противников. Они пытаются координировать свои действия, но мало на что способны за границами прописанных программистами маршрутов. Впрочем, погибать приходится часто, но это не раздражает – скорее заставляет придумать какую-нибудь новую схему атаки и с азартом воплотить ее в жизнь.
Кстати, о криках под шквальным огнем – ко всеобщему удивлению, что герои, что противники, говорят в Spec Ops на чистом английском, безо всяких там «комрадс» с чеченским акцентом. The Line, опять же, – первый за долгое время милитари-шутер, который обходится без извечных плохих русских. Более того, вскоре выясняется, что американцы – капитан Уокер и пара человек из его отряда – здесь стреляют в американцев! На что игра невозмутимо реагирует ехидным вопросом во время загрузок, почти дословно: «Ну что, дружок, сколько соотечественников ты убил сегодня»? Нет, не надо тереть глаза – может, вы и просидели перед экраном пять часов подряд, но это вам определенно не мерещится.
Номинально все эти страдания соответствуют ленте «Апокалипсис сегодня», которой вдохновлялась немецкая студия, или, если копнуть глубже, литературному первоисточнику за авторством Джона Конрада – роману «Сердце тьмы». Уокер прибыл в Дубай после того, как добровольно отправившийся на спасение города 33-й американский батальон несколько недель не выходил на связь. Капитан ищет командира подразделения, полковника Конрада (видимо, Yager Development отдали должное и герою фильма, и самому писателю), однажды вытащившего его из-под обстрела во время операции в Кабуле, и отчаянно пытается разобраться в происходящем вокруг дурдоме. По всему выходит, что Конрад, отличник боевой и политической подготовки, как сказали бы у нас лет 30 назад, натурально оккупировал Дубай и установил там военное положение. Его всеми силами пытается свергнуть местное ополчение, для которого Уокер – безусловный враг. Наконец, еще одна сторона конфликта, ЦРУ, планирует уничтожить вообще всех – чтобы замести следы дезертирства целого батальона и вопиющего нарушения всех возможных законов.
Ко второй половине игры Уокер окончательно сойдет с ума от всего увиденного. Самое безобидное из всего того, что он будет делать в состоянии помутненного рассудка – долгие разговоры с полковником по рации, аккумулятор в которой разряжен. Другие подробности касаются уже местных жителей, и там все гораздо жестче. Но Spec Ops – это игра не только и не столько про довлеющие над обычным человеком исключительные обстоятельства и противоречия между, например, воинским долгом и моралью, хотя и это было бы замечательно. В первую очередь, The Line – это игра об ужасах войны. После всего увиденного нормальный человек может сделать только один вывод: любая война – это ад. Кромешный, бездонный, всеобъемлющий ад с сожженными заживо запрещенным химическим оружием мирными жителями, свихнувшимися от жестокости солдатами и навечно искалеченной психикой любого, кто хоть краем глаза увидел настоящие боевые действия. И совершенно, кстати, неважно, на чьей стороне и за какое дело кто воюет – благими намерениями выложена дорога туда же.
Удивительно, как с такой идеей и таким раскладом, в которой американцы предстают захватчиками и террористами похлеще «Аль-Каиды», Spec Ops: The Line вообще добралась до прилавков без громких скандалов и попыток полностью запретить продажи. Может, поборники нравственности просто понимали, что шансов выйти в многомиллионный тираж у The Line и так немного? Несмотря на все ухищрения, Spec Ops все-таки оказалась в той же системе координат, где обитают более привычные версии Call of Duty во главе с самим хитом от Activision, и вырваться оттуда не получится. А поклонники милитари-шутеров больше привыкли весело убивать друг друга в мультиплеере и, пожевывая попкорн, разглядывать эффектно поставленные кадры с вырастающим из очередного мегаполиса ядерным грибом, чем задумываться об ужасах войны.